Справедливо ли отлучили от церкви Льва Николаевича Толстого?!? Ответ Синоду Русской Православной Церкви Л.Н. Толстого То, что я отрекся от церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я не потому, что восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желаю служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько на то, чтобы исследовать теоретически и практически церковь; теоретически я перечитал, все что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал в продолжении года всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учения церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же, собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения. ....Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю неизменно грубым, не соответствующем понятию о Боге и христианскому учению колдовством, и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение того смысла, которое могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединяющимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенным вижу прямое нарушение и смысла и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий спасение перед согрешением. В елеосвящении также, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми заполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками. Про Христа, выгнавшего из храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидел то, что делается Его именем в церкви, то еще с большим и более законным гневом наверное повыкидывал бы все эти ужасные копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и Его учения. Москва 1 апреля 1901 года. Полное собрание сочинений т.34;стр.245-253